журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )
DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Андрей Решетин: Лучшее, что в нас есть, сделано чьей-то любовью DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Принцесса Кентская: Портрет в королевском интерьере DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Последовательность несовпадений DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Татуировки трагедии DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Territoriя фестиваль DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Слово редактора. Роксолана Черноба. DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Нет дизайна – не страшно DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Анатолий Брусиловский. Первый в мире боди-арт DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Содержание номера DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Обыкновенное чудо DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Знать рифмы  или выборы короля поэзии DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Yamaha. Вершина стандартов DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист ) #11 : Доктор Кларнет – Аnton Dressler
журнал DE I / DESILLUSIONIST ( Деиллюзионист )#11

english version |
 
о проекте |
 
манифест |
 
в номере |
 
архив |
 
редакция |
 
контакты |
 
партнеры |
 

on Top |
 
события |
 
спецпроект |
 
DE I видео |
 
DE I музыка |
 
DE I Media Group |
 
 


 
 

DE I #11: Нет дизайна – не страшно

Н Е Т   Д И З А Й Н А – Н Е   С Т Р А Ш Н О

Текст: Максим Масальцев
Фото: Максим Масальцев

Объяснить простому человеку, что практически все промышленные товары из нашей жизни устроились в ней благодаря дизайну, нежели удобству достаточно сложно. Хотя удобство – это тоже дизайн. Люди, которые добились в решении этого уравнения заметных успехов, стали собеседниками DE I на прошедшем в выставочной зоне «Винзавод» Первом Международном форуме промышленного дизайна DESIGN ACT (DA).

Выносы

Нам надо создать повседневные бренды, за которые нас будет уважать весь мир!
Дизайн появляется там, где люди в течение двух-трех поколений живут без социальных потрясений

Российских участников форума было на четыре головы больше, чем иностранцев, но Сергей Смирнов, глава одноименной дизайнерской студии «Смирнов-дизайн», обрадовал: «В Сеуле в одном небоскребе, в одном отделе одной фирмы сидит четыреста дизайнеров, у нас сегодня и на всю страну столько не наберется».
Через секунду Смирнов успокоил статистикой: оказывается, от 80 до 95% новых продуктов проваливаются. То есть из четырехсот корейских дизайнеров не более трех или четырех гениев отрабатывают свой хлеб. Если сытой и талантливой четверки хватает, чтобы рынок цифровых устройств держался на новых моделях Mp3-плееров, мобильников и компьютерных мышей, то чем же занимаются остальные 396?
«Во всем мире сегодня дизайнеры решают проблемы производителей, то есть пытаются угадать, что люди захотят от той или иной вещи или функции», – говорит Сергей. По версии Смирнова, без обширных, детальных, социально-культурных исследований дизайнер уподобляется Нострадамусу. Тех, кто угадывает будущее, единицы. И, чтобы не рисковать, доверяй, но проверяй. А проверяют не все.
Например, известный южнокорейский и международный бренд собирался вывести на российский рынок новый товар, но в последний момент спохватился: а что, собственно, ценят россияне во внешности товаров? Оказалось, что никто из существующих российских рекламных агентств не имел ответа, подкрепленного фактами. Но корейцам повезло – наткнулись на «Смирнов-дизайн», и те за кругленькую сумму создали труд, неизвестный русской науке. По контракту корейцы предприняли дизайн-тур, чтобы напитаться культурой провинциальных хрущевок, Тверской и пентхаузов на Соколе. Пять месяцев работы вылились в 400-страничный отчет с подробнейшими указаниями корейским творцам. Результат – компания отменила продажу товара, который в других странах успешен.
Российские дистрибьюторы не могут позволить себе подобных погружений, поэтому многие отечественные производители закупают товар в Китае, украшают его благозвучным иноземным именем или попросту завозят копии западных хитов. Легкость, с которой китайцы лишают неприкосновенности любую уважаемую марку, к счастью, неприменима в России. «Нам предстоит придумать какой-то свой путь, – говорит Стас Жицкий, глава студии «OPEN! DESIGN!», и добавляет: – Пока наши продавцы руководствуются принципом «Не будет дизайна – не страшно!», остается работать для тех, кто понимает».
Для тех, кто понимает, основатели одной из старейших студий графического дизайна «OPEN! DESIGN!» в далеком 2000-м придумали оригинальную модель мужских наручных часов BACKSIDE. Солидные по размеру и весу «котлы» якобы повернули циферблатом вниз, а на тыльной стороне рядом с фальшивым отсеком для батарейки расположили окошко настоящего циферблата, уменьшенного до 30% от привычного размера.
Прототип и первый штучный образец появился только в 2004-м. Сделали часы швейцарцы, но патент на изделие не попросили. BACKSIDE вышел в версии LIMITED EDITION количеством всего 99 штук, но авторы не ожидали, что за три года Москва с трудом усвоит всего лишь несколько. На DESIGN MARKET, открытом при форуме, часы лежали по незаоблачной цене в 1000 евро.
Смирившись с тем, что LIMITED EDITION отбивает только производство, основатели «OPEN! DESIGN!» продолжили развивать концептуальную линию и занялись ювелиркой, а точнее, золотом. Им показалось, что с этим материалом российские производители и потребители давно в теме. Концептуальное золото на DESIGN ACT представили закатанным в трехлитровые банки с прозрачным раствором и пессимистичным послесловием. Заинтересованный производитель-дистрибьютор в конце концов захотел чего-то попроще, но, получив новые эскизы, отступился, признав, что не может вытянуть работу чисто технически.
«Нам надо создать повседневные бренды, за которые нас будет уважать весь мир!», – тогда наши производители начнут вкладывать деньги в свой дизайн», – хозяева «OPEN! DESIGN!» вспомнили о некой родительской ответственности государства.
Сегодня русские дизайнеры фактически варятся в собственном соку, рождая идеи и предметы, которые легче назвать сувениркой или аксессуарами оригиналов. Однако именно жажда вырваться из общей рутины и стать оригинальными в своей сфере рождает в офисах более-менее стабильных компаний чисто дизайнерские поиски. Вполне успешный производитель изделий из гофрокартона Михаил Редин (генеральный директор компании NATURPAK) давно работает с дизайнерами-конструкторами (коробки, короба, подставки, различные носители). Картон стал жизнью, и появилось острое желание сделать его развлечением. Дизайнер Михаил Шолк сделал гарнитур из гофрокартона: письменный стол и кресло Baroque. Другие художники придумали складной стул FOLDMAN, столик и даже диван. В «Винзаводе» картонными комплектами оборудовали все стенды DESIGN-MARKET, к слову, сделанные из картона. И генеральный директор Михаил Редин лично объяснял потенциальным покупателям, что стул FOLDMAN вполне надежен. Устойчивость стула проверили еще французы на Марсовом поле летом 2005-го, но у русских свои «тараканы».
Первое, что сказал о своем дизайне бельгиец Казимир Мэубелен (Casimir Меubelen): «Так как мебельная промышленность в Бельгии обанкротилась, я с друзьями открыл небольшое мебельное ателье. Мы создавали качественную мебель из натурального дерева дорогих пород. Получив признание и отработав большое количество заказов в своем регионе, мы поняли, что все труднее взаимодействовать с магазинами. Наша мебель крупных архитектурных форм и соответствующей отделки, ее сложнее выставлять и доставлять покупателям».
Чтобы вытащить дело из неминуемой западни, Казимир придумал бренд-спутник под продажу недорогих дизайнерских штучек. Именно штучки от Vlaemsch by Cazimir отражают двусмысленную ситуацию с ценой за дизайн.
Например, фарфоровая копилка в виде крупного яйца – 1420 рублей; распятие без креста из полупрозрачного полиуретана: в комплекте три гвоздя для самостоятельного прибивания – 2560 рублей; имитирующие охотничьи трофеи фанерные головы оленя или косули: собираются самостоятельно из готовых форм-силуэтов – 4230 рублей.
Сам Казимир дизайном уже редко занимается, в основном ездит по выставкам, сидит в Интернете и копается в чужих идеях.
…...

Полную версию интервью читайте в журнале DE I/DESILLISIONIST №11

© DE I / DESILLUSIONIST №11.  «НЕТ ДИЗАЙНА – НЕ СТРАШНО»

Понравился материал?